Воскресенье, 28.04.2024, 08:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое сообщество учителей "ТВОРЧЕСТВО"

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Тренинговое занятие с педагогами школы
Цель: расширение поведенческого репертуара (по методу Э. де Боно “6 пар обуви образа действия”).
Задачи:
• развитие креативности, коммуникативных навыков,
• изучение различных способов действий,
• выявление и проработка личностных установок, поведенческих стереотипов.
Продолжительность: 60-70 минут
Участники: учителя
Оборудование: бейджи, фломастеры, магниты, макеты обуви, карточки с ситуациями.
Содержание:
2. “Узор из цветов”.
4. “Про медведя” (история о стереотипах).
5. Мини-сообщение “6 пар обуви образа действия”
6. Ролевая игра “Примерка”
7. Упражнение “Спасательная шлюпка”
8. “Взаимные комплименты”.
9. “Закончи фразу”
“Узор из цветов”
Предлагается построиться так, чтобы образовать букву, цифру или число, слово (при числе участников более 10).
Вопросы для обсуждения: Было ли сложно выполнять задание? Что ограничивало общение?
“Про медведя” (история о стереотипах)
Однажды в зоопарк привезли белого медведя, однако обширный вольер с бассейном был ещё не готов. Пришлось поместить зверя в маленькую тесную клетку – всего шесть шагов в длину. За три недели, проведённые в клетке, медведь привык передвигаться лишь на эти шесть шагов. Прошло время. Медведя переместили в новый большой вольер, но он продолжал двигаться в привычном замкнутом пространстве: шесть шагов туда и шесть шагов обратно.
Есть основания полагать, что, если бы его вновь выпустили на волю, то он бы не изменил своё поведение, к которому привык в клетке.
Вопросы для обсуждения:
• Что мешает медведю выйти за рамки воображаемой клетки?
• Бывают ли такие ситуации в жизни людей, которых Вы знаете?
• В чём заключается их “клетка”?
• Нужно ли им помогать и как это можно сделать?
Мини-сообщение “6 пар обуви образа действия”
В процессе сообщения уместно использовать изображения видов обуви (из цветного картона, с помощью мультимедиа и пр.)
Данный метод был предложен Эдвардом де Боно – специалистом в области эффективных жизненных стратегий и технологий. Его концепция шести шляп мышления уже более двух десятилетий находит активное применение в сфере бизнеса, политики, образования. Достоинством обоих методов является доступность понимания, простота и эффективность использования. Автор предлагаемого метода считает, что в существующей академической системе образования слишком много времени уделяется описанию и анализу, то есть получению обширного знания о чём-либо. Однако реальный мир включает в себя наравне со знанием также и действие как таковое. Эту способность действовать наилучшим образом в изменяющихся жизненных условиях автор называет операционностью. Данный метод служит воспитанию у людей умения выбирать оптимальный стиль действий и поступать сообразно ему.
Изучив метод шести шляп мышления, каждый человек приобретает необходимые навыки мыслить критично, позитивно, творчески; умению выделять факты и осознавать чувства. Изучив метод шести пар обуви образа действия, он овладевает системой различных поведенческих стратегий и тактических ходов.
Таким образом, метод шести пар обуви образа действия в сочетании с методом шести шляп мышления образует метафоричную систему жизни как путь личности к совершенству. “Знать, размышлять, действовать!” - таким мог бы стать жизненный девиз “совершенного человека”.
Сводные характеристики образов действия (раздаточный материал)
1. Флотские форменные ботинки
Цвет: синий (море, корабли) Форменная обувь.
Действия: по инструкции; действия, доведённые до автоматизма; формальный подход к делу. Режим флотских ботинок – исполнение процедур с максимальным эффектом.
Преимущество: нет необходимости каждый раз обдумывать свои действия, что снижает риск совершения ошибки.
Недостаток: ограничение деятельности.
2. Серые кроссовки
Цвет: серый (туман, изморось, вещество головного мозга).
Действия, связанные со сбором информации и её эффективным использованием. Собираемая информация должна быть по возможности полной и объективной. На последней стадии сбора необходима проверка на состоятельность наиболее вероятной из существующих гипотез (их должно быть не менее двух).
Преимущество: систематичность, целенаправленность, ненавязчивость, бесшумность.
Недостаток: опасность “подгонки” информации под имеющуюся гипотезу.
3. Коричневые башмаки
Цвет: коричневый (земля, грязь).
Действия: приоритетными являются прагматизм и практичность, умение проявлять гибкость и корректировать свои действия, быть чувствительными к изменениям, но стараться держать ситуацию под контролем.
Преимущество: здравый смысл как мера деятельности.
Недостаток: при отсутствии опыта и природной интуиции невозможность действовать в данном режиме
4. Оранжевые резиновые сапоги
Цвет: оранжевый (спасательные службы, знак чрезвычайной ситуации, опасности).
Стиль действий: срочные меры, которые предпринимаются с целью сведения к минимуму опасности для жизни людей. Основные этапы: назначение руководителя операции, обеспечение связи между участниками, ознакомление участников с конкретными задачами, сбор информации с участием экспертов, оценка и периодическая переоценка ситуации. В наличии должен иметься основной стратегический план и варианты на случай неудачного разворачивания событий.
Преимущество: быстрое реагирование на чрезвычайную ситуацию
Недостаток: лимит ресурсов (временных, материальных, человеческих и пр)
5. Розовые тапочки.
Цвет: розовый (нежность, забота, тепло, уют).
Действия характеризуются заботливым отношением к людям, что выражается в практической помощи (умение выслушать, оказать поддержку, совершить гуманный поступок). В данном случае забота – цель действия. В других случаях данный режим действия может использоваться с тем, чтобы модифицировать – в сторону более гуманного отношения к людям – действия, совершаемые другими людьми.
Достоинство: люди – основная ценность Недостаток: опасность гиперопекающего поведения
6. Пурпурные наездничьи сапоги.
Цвет: пурпур (в древности цвет власти, праздника). Сапоги наездничьи – обувь для соответствующих выездов, неповседневная.
Действия осуществляются в связи с официальными полномочиями, исполнением возложенной на человека роли. В рамках роли исполняются соответствующие требования, но допустимо проявление гибкости и инициативы.
Достоинство: лидерство, ответственность, стабильность
Недостаток: деспотизм, дегуманизация, тирания.
Ролевая игра “Примерка”
Типичные проблемы предлагаются на карточках. Анализ проблем в микрогруппах (5 мин)
Совместное обсуждение в группе (10 мин)
№1.
Какую пользу может принести использование флотских форменных ботинок
• в воспитании ребёнка?
• работе директора школы?
№2.
Каковы действия серых кроссовок в ситуации
• приобретения компьютера?
• поездки на автомобиле по шоссе к месту, расположенному на расстоянии 200 км
№3.
Предложите свой план действий по образу коричневых башмаков в следующей ситуации:
Вы терпеливо ожидаете своей очереди, и вдруг вновь прибывшие лица направляются прямиком в кабинет.
№4.
Опишите опасности, могущие возникнуть в этой ситуации, и подумайте, как можно было бы их устранить или минимизировать в режиме “оранжевых сапог”?
Вы гуляете со своим ребёнком возле детского сада и замечаете, что к дороге направляется 3-хлетний ребёнок без взрослого.
№5.
Какими могут быть Ваши действия в “розовых тапочках”, если Вы стали свидетелем следующего факта.
Вы едете в рейсовом автобусе и видите, что сиденья заняты мальчиками 7-8 лет, рядом стоят женщины, мужчины.
№6.
Обозначьте для данной ситуации реальную пользу, которую может принести режим пурпурных наездничьих сапог.
• в семье возник бурный спор по поводу того, кому следует заниматься уходом за престарелым родителем,
• в общении с педагогом родитель использует в своей речи нецензурные выражения
Вопросы для обсуждения:
Совпадают ли Ваши обычные действия с указанным видом обуви? Если нет, то в какой “обуви” Вы обычно действуете? Комфортно ли Вам именно в этой обуви? Всегда ли эффективны Ваши действия?
Упражнение “Спасательная шлюпка”
Текст инструкции:
“Вы провели в лодке семь долгих дней. Вы очень устали, вас обожгло солнце, запас воды совсем мал, а еды почти не осталось. Если вы не избавитесь хотя бы от двух человек, то умрёте. Выберите двух человек, которых вы выбросите за борт. Но прежде пусть каждый из вас попробует убедить группу, что пощадить нужно именно его. А вы все будете решать”.
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства у Вас возникали в процессе выполнения упражнения? Были ли трудности выбора? Что Вы ощущаете сейчас?
“Закончи фразу”
Участники записывают на цветных карточках продолжение фраз “Я приобрёл…”, “Я потерял…”, “Я дарю группе…”.
Можно использовать 3 файла для сбора высказываний, которые могут быть озвучены ведущим или участниками (по желанию).

Литература
1. Ольшанская НА. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. - Волгоград: Учитель.-2005.-74с.
2. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия: пер. с нем:/ Носсрат Пезешкиан.- 3-е изд.-М.: Институт позитивной психотерапии.- 2007.- 160 с..- (“Позитивная психотерапия”).
3. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами/авт.-сост.М.И. Чумакова, З.В.Смирнова.-Волгоград: Учитель.- 2008.-135с.
4. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя.- 2-е изд.,испр..- М.:Психотерапия.-2006.-192с. (Советы психолога).
5. Шепелева Л.Н. Программы социально – психологических тренингов.- СПб.: Питер. – 2007. – 160 с.
6. Э.де Боно Шесть пар обуви образа действия.
Шесть пар обуви образа действий Эдварда Де Боно
Вот какова, по словам самого Эдварда де Боно, цель этого метода: «Назначение метода «шести пар обуви образа действий» - определить самые общие стили поведения, с тем чтобы человек мог действовать в рамках некоей системы. От вас требуется держать в голове общие характеристики требуемого образа действий и пытаться привести свои действия в соответствии с ними».
Потребность в подобной систематизации обусловлена всевозрастающим темпом жизни. В современном мире необходимо быть воистину совершенным человеком, чтобы максимально эффективно действовать в ситуации любого типа. Чтобы ни одна из возможных ситуаций не заставила вас растеряться, стоит уяснить себе основные стили поведения в каждой из них и, далее «обувать походящую обувь», - и действовать.
Синие флотские форменные ботинки
Именно их вы обуваете, действуя строго по инструкции и поэтапно выполняя определенные процедуры. Наиболее такой стиль поведения знаком воённослужащим, хирургам, пожарникам и т.п. И хотя может показаться, что вам, творческой личности, любящей свободу и привыкшей действовать спонтанно, навыки неукоснительного выполнения правил и педантичности ни к чему, однако бывают ситуации, когда именно собранность и умение действовать строго в соответствии с инструкциями может спасти жизнь или предотвратить крупный ущерб. И к слову вопрос: есть ли в вашей организации инструкции по поведению сотрудников в форс-мажорных ситуациях (пожар, утечка информации, отключение электричества, выход из строя оборудования, арест счета в банке, обвал валюты и т.п.)? И знают ли ваши сотрудники, как вести себя в каждом конкретном случае, чтобы свести ущерб к минимуму? А если вы в этот момент в отъезде, кто возьмет на себя руководство ситуацией?
Серые кроссовки
Бесшумные и незаметные кроссовки - это ли не идеальный символ кропотливой и главное незаметной работы по сбору фактов? Серый цвет также символизирует и мозговую деятельность, позволяя выводить нужные гипотезы и собирать информацию в рамках предположений. Наверное, Джеймс Бонд «носил» серый кроссовки круглосуточно. Однако и вашим сотрудникам отдела маркетинга, отслеживающим информацию о конкурентах, такой стиль поведения знаком. Умение собирать и систематизировать информацию - это ли не навык, без которого невозможно выжить в наш век информационных технологий?
Коричневые Башмаки
Стиль поведения в коричневых башмаках максимально прагматичен и приземлен. Основная задача - сделать все, что вообще возможно сделать в данной ситуации. А поскольку обстановка постоянно меняется, необходимо развивать в себе чувствительность к изменениям и корректировать свои действия в соответствии с ними. Ключевыми характеристиками образа действий в коричневых башмаках являются эффективность, простота и целесообразность.
Оранжевые резиновые сапоги
Попав в кризисную ситуацию, будьте готовы обуть оранжевые сапоги и действовать незамедлительно. Указанный образ действий необходим, когда ситуация нестабильна, непредсказуема и требует принятия срочных мер. Это действия в условиях форс-мажора. Основной задачей человека в оранжевых сапогах является сведение опасности к минимуму, и это становится единственной и первостепенной задачей. Безусловно, именно умение в любой ситуации сохранять самообладание и принимать взвешенные решения отличает истинного лидера. Необходима смелость не только принимать решения, но и осуществлять практические шаги, отбросив в сторону все сомнения, которые могут привести к потере столь ценного в условиях катастрофы времени.
Розовые тапочки
Несложно догадаться, что действия, предпринимаемые в этой обуви, неразрывно связаны с эмоциями. Сочувствие, сопереживание, доброта и главное реальная помощь отличают человека, действующего в розовых тапочках. Особенно важно уметь надевать их, общаясь с персоналом. Именно искренняя забота о подчиненных, сочувствие и внимание отличают хороших руководителей.
Пурпурные наездничьи сапоги
Однако действительно великие лидеры знают, что не всегда достаточно сочувствия и понимания. Иногда для достижения результата необходимо проявить власть. Образ действия пурпурных сапог посвящен применению полномочий и исполнению официальной роли. Зачем нужны все эти сложности с различными парами обуви? Как было сказано вначале, прежде всего для систематизации. Метод шести пар обуви предоставляет нам набор типов действий, позволяющих быстро диагностировать ситуации и действовать в них с максимальной эффективностью. Как известно, ситуации редко бывают четко определенного типа. Очень часто требуется комбинация двух типов обуви образа действия. Поэтому хотя это и не принято в жизни, данный метод поощряет комбинацию различных стилей поведения, которая позволяет действовать адекватно любой ситуации.
Категория: Мои статьи | Добавил: luda62 (06.03.2015) | Автор: Трачук Людмила Алексеевна E
Просмотров: 359 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz