Lesson Study
Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство
компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои
знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в
умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
М. Ноулз
Задачи и возможности Lesson Study
• увидеть обучение детей, более явно , чем это обычно
возможно;
• увидеть разницу между тем, что должно происходить
во время обучения детей, и тем, что происходит;
• понять, как планировать обучение, чтобы оно
максимально удовлетворяло потребностям учащихся;
• реализовывать подход Lesson Study в рамках
профессионального сообщества учителей;
• Использовать возможности Lesson Study в своей
учительской практике.
Алгоритм действий по организации Lesson study
- Выработка правил работы в совместном режиме учительского исследования.
- Выбор наблюдаемых учеников
- Определение области и причин для изучения – основной фокус вашего исследования.
- Сбор уже известной информации касательно основного фокуса.
- Совместное планирование (некритично).
- Взаимное наблюдение и сбор данных.
- Обсуждение, анализ, формулирование выводов и рекомендаций
План проведения уроков с подходом Lesson study
на 2016 - 2017 учебный год
Lesson Study
|
№
|
мероприятия
|
цель
|
сроки
|
Ожидаемые результаты
|
Мониторинг
|
|
|
1
|
Встреча участников каждой группы по Lesson Study
|
Планирование процесса Lesson Study на 6 месяцев
|
Январь, 1 неделя
|
Ахметова Л.И., Гулькевич Т.В.
|
Учителя двух групп исследования
|
План проведения Lesson Study
|
Протокол встречи
|
2
|
Проведение и обсуждение первого этапа «Lesson study» в начальных классах
|
Реализация фокуса наблюдения
Развитие навыков наблюдения
|
Январь
|
Овчинникова Е.Н.- учитель 1 уровня
|
Учителя наставники, учителя 3 уровня и молодые педагоги
|
Результаты и рефлексия наблюдения
Результаты и рефлексия наблюдения
|
Поурочные планы, записи проведения Lesson study, записи, сделанные в ходе урока
|
3
|
Проведение и обсуждение первого этапа «Lesson study» в среднем звене
|
Реализация фокуса наблюдения
Развитие навыков наблюдения
|
Январь, 2 неделя
|
Гулькевич Т.В. -учитель 2 уровня
|
Учителя наставники, учителя 3 уровня и молодые педагоги
|
Результаты и рефлексия наблюдения
|
Поурочные планы, записи проведения Lesson study, записи, сделанные в ходе урока
|
4
|
Проведение и обсуждение второго этапа «Lesson study» в начальных классах
|
Реализация фокуса наблюдения
Развитие навыков наблюдения
|
февраль
|
Овчинникова Е.Н.- учитель 1 уровня
|
Учителя наставники, учителя 3 уровня и молодые педагоги
|
Результаты и рефлексия наблюдения
|
Поурочные планы, записи проведения Lesson study, записи, сделанные в ходе урока
|
5
|
Проведение и обсуждение второго этапа «Lesson study» в среднем звене
|
Реализация фокуса наблюдения
Развитие навыков наблюдения
|
февраль
|
Гулькевич Т.В. -учитель 2 уровня
|
Учителя наставники, учителя 3 уровня и молодые педагоги
|
Результаты и рефлексия наблюдения
|
Поурочные планы, записи проведения Lesson study, записи, сделанные в ходе урока
|
6
|
Проведение и обсуждение третьего этапа «Lesson study» в начальных классах
|
Реализация фокуса наблюдения
Развитие навыков наблюдения
|
март
|
Овчинникова Е.Н.- учитель 1 уровня
|
Учителя наставники, учителя 3 уровня и молодые педагоги
|
Результаты и рефлексия наблюдения
|
Поурочные планы, записи проведения Lesson study, записи, сделанные в ходе урока
|
7
|
Проведение и обсуждение третьего этапа «Lesson study» в среднем звене
|
Реализация фокуса наблюдения
Развитие навыков наблюдения
|
март
|
Гулькевич Т.В. -учитель 2 уровня
|
Учителя наставники, учителя 3 уровня и молодые педагоги
|
Результаты и рефлексия наблюдения
|
Поурочные планы, записи проведения Lesson study, записи, сделанные в ходе урока
|
Схема наблюдения и обсуждения урока LS учителем – наблюдателем
Предмет___________________________ Тема урока ___________________________ Наблюдатель________________________________
Исследуемый ученик АВС __________________________________________________________
Критерии успеха
для данной
фокусной группы
|
Этап серии уроков
|
Каким Вы ожидаете ответ ученика (ов)?
|
Как он (она, они) отвечают в результате
Наблюдений?
|
Этап
|
|
|
Этап
|
|
|
Этап
|
|
|
Этап
|
|
|
Этап
|
|
|
Этап
|
|
|
Запись обсуждения по итогам урока LS
|
|
Исследуемый ученик А
|
Исследуемый ученик В
|
Исследуемый ученик С
|
Какого прогресса достиг каждый
ученик? Был ли он оптимальным? Какие результаты
показывают другие учащиеся в
представляемых ими группах?
|
|
|
|
Как помогал или мешал внедряемый метод (возможно,
то и другое)? Какие были неожиданности?
|
|
|
|
Какой аспект (-ты) метода обучения нуждается в последующем корректировании
для повышения результатов каждого? Что мы должны постараться сделать в следующий раз?
|
|
|
|
|