Вторник, 20.11.2018, 18:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое сообщество учителей "ТВОРЧЕСТВО"

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Брошюра "Развитие оптимального чтения"
17.06.2017, 16:24
1. Пояснительная записка.
Работая, в начальных классах я столкнулась с тем, что техника чтения у моих учеников очень низкая. Это сказывалось не только на уроках чтения, но и на других предметах. Да и сами ребята, после проверки чтения были в удрученном состоянии.
Первое, что мы сделали, это обсудили с ребятами, почему это произошло, выяснили причины и пришли к выводу, мало стали читать. Увидев интерес детей к тому, чтобы повысить свою технику чтения, мы стали проводить ежедневные пятиминутки чтения. На уроках чтения и природоведения я стала использовать такие упражнения, как «Буксир», упражнения на многократное чтение. На уроках русского языка мы писали зрительные диктанты.
Стали регулярно проводить самозамер скорости чтения и записывать результат в дневник.
Изо дня в день, на каждом уроке чтения проводилась эта работа. В конце недели я проводила срез техники чтения за неделю и этот результат вывешивался в уголок, чтобы дети смогли сравнивать свою скорость чтения с другими. Вначале я проводила это еженедельно, затем раз в месяц, а затем только в начале и в конце четверти.
Также на родительских собраниях знакомила родителей с такими видами упражнений для развития скорости чтения, как чтение в щадящем режиме. Доказывала, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, чтение перед сном.
Хочу отметить, что не все родители могут компенсировать недоработки в этом плане, и вся работа над скоростью чтения тогда ложится на плечи учителя.
Анализируя работу, я пришла к выводу, что в течение учебного года, когда работа шла над совершенствованием техники чтения, был и рост у учеников. Но начался новый учебный год, и снова я столкнулась с проблемой, что летом дети почти не читают, а отсюда и техника чтения не увеличивается, а уменьшается. То есть у учащихся слабо сформирован интерес к книге и слабо развита мотивационная сфера.
Столкнувшись с этой проблемой, я выдвинула перед собой задачи:
1. Работу над оптимальным чтением начинать с 1 класса. Для этого мне нужно иметь достаточно полное представление о степени подготовленности детей, иметь психологический портрет, провести диагностику, на базе этого правильно организовать занятия, наиболее рационально использовать на уроках и во внеурочное время диагностический материал.
2. Составить график чтения сразу на 4 года, так как дети должны видеть вершину, к которой устремлен их труд.
3. Больше внимания уделять детской книге, стараясь уже с 1 класса заинтересовать сначала рассматриванием картинок, зажечь желанием узнать о содержании книги подробно. Для этого надо прочитать текст.
4. Продолжить работу с родителями, для этого показать отдельные виды упражнений, научить выбирать книгу для ребенка.
Эту работу я сейчас продолжаю выполнять по вышеуказанному плану. У меня сейчас второй класс. Дети с первого класса выполняют эти упражнения, и техника чтения повышается.
Заканчивая, хочется сказать: «Давайте читать, читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки быстрого чтения. Сознательное и быстрое чтение – мощное и современное оружие в познании окружающего нас мира».


2. Резервы обучения чтению.
2.1. Частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает – то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие–то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. К этому относится домашняя тренировка чтения произведения порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час, два, еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа, полутора за один прием.
2.2 Жужжащее чтение.
Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто–то быстрее, а кто–то медленнее.
2.3. Чтение перед сном, щадящее чтение.
Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку, отдохнул и т.д. многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребенок может быть приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.

2.4. Работа над оперативной памятью.
Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитал до третьего, четвертого, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т Федоренко.
В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если предложение содержит два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв.
Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной, две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть, из 8–9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет
Категория: Мои файлы | Добавил: Ната72
Просмотров: 68 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz